В 2018 году объем чистого привлечения на внутреннем рынке составляет 1,1% ВВП — Вышковский

© Reuters.  В 2018 году объем чистого привлечения на внутреннем рынке составляет 1,1% ВВП - Вышковский

Минфин РФ не видит существенных рисков для выполнения возросшей в связи с формированием в структуре федерального бюджета Фонда развития программы внутренних заимствований, так как спрос российских банков и нерезидентов на облигации федерального займа (ОФЗ) сохраняется, заявил директор департамента государственного долга и государственных финансовых активов министерства Константин Вышковский в интервью «Интерфаксу».

В связи с формированием фонда, объем которого за шесть лет должен составить 3,5 трлн рублей, ежегодно в ближайшие три года Минфин предусматривает первичный структурный дефицит в размере 585 млрд рублей. Основными источниками финансирования этого дефицита будут выступать внутренние заимствования.

«В состоянии ли наш рынок «переварить» дополнительные объемы? На нашем рынке мы опираемся на два основных класса инвесторов. Первый — российские банки. На их долю приходится примерно 55% рынка. Второй крупный класс — нерезиденты, их доля примерно 30%. Соответственно, что определяет и будет определять желание российских банков как якорных инвесторов продолжать покупать наши бумаги или даже покупать их в возрастающих объемах? Это так называемое состояние ликвидности банковской системы. По всем оценкам, и Центрального банка, и Минфина, в этом году и в последующих ожидается профицит ликвидности. Это тот самый основной фактор, о котором мы говорили в прошлом году, когда кардинально нарастили заимствования без какого-либо увеличения доходности и сокращения дюрации», — сказал он.

Определяющим фактором для нерезидентов, отметил К.Вышковский, являются макроэкономические показатели: состояние экономики, низкая инфляция. «Внешние факторы, конечно, могут оказывать негативное воздействие, но в целом при сохранении стабильности в российской экономике интерес нерезидентов будет сохраняться. Исходим из того, что сохранение спроса со стороны двух крупных классов инвесторов на наши инструменты позволит выполнить возросшую программу. Каких-либо существенных рисков мы не видим», — отметил глава департамента.

Также, по его словам, увеличение объемов заимствований не скажется отрицательно на состояние долговой устойчивости России. «В состоянии ли мы вообще себе это позволить? Ответ однозначный: несмотря на увеличение объемов заимствований, все долговые показатели России по-прежнему останутся в безопасных зонах, и они будут существенно ниже, чем у развитых и развивающихся стран. То есть мы не превышаем никаких пороговых значений», — сказал К.Вышковский.

Он отметил, что в 2018 году объем чистого привлечения на внутреннем рынке составляет 1,1% ВВП. «До 2024 года самое высокое значение по объему мы увидим в середине этого периода — 1,5% ВВП, а к 2024 году вновь будет снижение до 1,1% ВВП. Не стоит забывать, что экономика, как ожидается, также будет расти. Таким образом, в относительном выражении мы сохраняем заимствования в тех же объемах, что и раньше», — сказал он.

Говоря о том, будут ли ОФЗ «привязывать» к целям финансирования инфраструктуры, К.Вышковский пояснил, что делать прямую увязку между заимствованиями и расходами на определенные цели с точки зрения российского законодательства некорректно. «Бюджетным кодексом установлены только две цели государственных заимствований — это финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств. Фонды целевым образом за счет заимствований финансировать запрещено, так как в кодексе установлен прямой запрет на увязывание каких-либо поступлений в бюджет с какими-либо расходами», — сказал он, отметив, что целевых облигаций пока не может быть в принципе.

«Да, конечно, есть планы правительства по существенному наращиванию государственных инвестиций в инфраструктуру на предстоящие годы, для таких вложений потребуется, в том числе, увеличить программу заимствования. Но, повторюсь, юридически это не целевые заимствования. (. . .) Нужно говорить о том, что в бюджете будут увеличиваться расходы на инфраструктуру. Источники для финансирования этих расходов самые разные, в том числе, конечно, и заимствования. Но это все опосредовано — прямую увязку делать некорректно. По-простому говоря, в бюджете нет окрашенных денег, нет никаких спецсчетов, на которые будет зачисляться выручка от размещения облигаций», — пояснил К.Вышковский.

По материалам: ru.investing.com