Центробанк просит исключить поднадзорные ему организации из числа потенциальных резидентов САР — источник

© Reuters.  Центробанк просит исключить поднадзорные ему организации из числа потенциальных резидентов САР - источник

Банки и другие поднадзорные Центробанку организации не должны получить возможность становиться резидентами создаваемых в Приморье и Калининградской области специальных административных районов (САР), считает регулятор. Просьбу предусмотреть это ограничение в законопроекте ЦБР направил в Минэкономразвития, сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с соответствующим письмом Банка России в министерство.

В нынешней редакции законопроект не устанавливает каких-либо специфических требований в отношении лиц, которые могут быть участниками САР: для получения статуса достаточно соответствовать критериям отбора, установленным уполномоченным органом, подать документы и заключить договор об осуществлении деятельности на территории спецрайона, отмечает ЦБ.

Принимая во внимание особый правовой режим и цели создания САР, подконтрольность и подотчетность резидентов управляющей компании спецрайона, ЦБ настаивает на исключении возможности признания участниками САР поднадзорных ему субъектов — банков и некредитных финансовых организаций, операторов платежных систем и операторов услуг платежной инфраструктуры, сказано в письме.

Еще одно предложение ЦБ — ограничить возможность регистрации в качестве международных компаний для российских юрлиц, зарегистрированных не на территории САР. Если к компании присоединяется юрлицо не из САР, она должна потерять статус международной. Также статус международной компании не должен переходить к юрлицам, созданным при реорганизации действующей МК.

Также ЦБ просит решить проблему неограниченного по сути переходного периода, возникающего в рамках госрегистрации международной компании в порядке континуитета. В течение этого переходного периода иностранное юридическое лицо — предшественник МК должно быть ликвидировано (исключено из реестра иностранных юрлиц в соответствующем государстве), однако в законопроекте по сути отсутствуют механизмы стимулирования зарубежного юрлица инициировать и завершить процедуры ликвидации, предупреждает ЦБ. Более того, в одной из статей законопроекта указано, что незавершение процедур ликвидации «не влечет каких-либо негативных последствий для международной компании, в том числе изменения ее статуса по российскому праву». «Таким образом, законопроект фактически допускает возможность осуществления одним и тем же юрлицом своей деятельности как на территории САР в РФ (в статусе международной организации по российскому праву), так и в иностранном государстве (в соответствующей организационно-правовой форме, предусмотренной иностранным правом) неограниченное по длительности время», — пишет Банк России.

Наконец, еще один блок вопросов, которые поднимает ЦБ, связан с дальнейшей судьбой финансовых инструментов компании, которая редомицилируется в САР. Законопроект предусматривает, что иностранные финансовые инструменты, размещенные иностранным юрлицом — предшественником, до даты госрегистрации международной компании в порядке континуитета, допускаются к обращению, в том числе публичному, в РФ (при этом с «иностранным» объемом прав владельцев бумаг). ЦБ же, по замыслу авторов законопроекта, должен будет осуществить госрегистрацию сертификата, в котором содержится полное описание прав, предоставляемых владельцам таких финансовых инструментов.

Проектируемая процедура допуска ценных бумаг к обращению не соответствует действующей сейчас в России и «может оказать непрогнозируемый негативный эффект на стабильность российского финансового рынка», полагает ЦБ. Так, в случае регистрации международной компании как АО в России ее уставный капитал должен быть определен в уставе и состоять из определенного количества акций. В предлагаемом же законопроектом порядке акции не выпускаются — они «признаются», порядок расчета уставного капитала не определен, предполагается, что он будет состоять из «признанных» Банком России инструментов в качестве акций юрлица, которое ликвидируется. Такой порядок создает правовую неопределенность и не соответствует российскому законодательству в части возможности и порядка дополнительного размещения акций, в случае выпуска новых акций у акционеров будут разные права, в том числе внутри одной категории ценных бумаг, отмечает ЦБ. Регулятор предлагает прописать в законопроекте процедуру госрегистрации выпуска акций международной компании до ее государственной регистрации в порядке континуитета, а также зафиксировать запрет на допэмиссию акций с правами, отличными от предусмотренных законодательством РФ об АО.

ЦБ не устраивает и фиксация в законе исчерпывающего перечня оснований, по которым биржа вправе отказать в допуске иностранного финансового инструмента к торгам: по закону «О рынке ценных бумаг» организатор торговли может не допустить ценные бумаги к торгам без объяснения причин.

По материалам: ru.investing.com