Центр развития ВШЭ предлагает отказаться от единой промышленной политики

Центр развития ВШЭ предлагает отказаться от единой промышленной политики

Центр развития Высшей школы экономики (ВШЭ) в феврале направил в правительство аналитическую записку своего руководителя Натальи Акиндиновой «О структурных изменениях в российской экономике и реакции макросекторов на изменение внешних условий». В нем впервые предлагается новый взгляд на проблемы структурной политики: в ЦР ВШЭ, анализируя структурные межотраслевые изменения с 2004 года, делают предположение о дифференциации в экономике трех крупных макросекторов с принципиально разными финансовыми моделями, рентабельностью и рядом других характеристик. Это ограничивает возможности как вертикальной (отраслевой), так и горизонтальной регуляторной и промышленной политики. Границы секторов автор описывает как «жесткие» и «институционально устойчивые», пишет «Коммерсант».

Три макросектора, описанных ЦР, в 2014-2016 годах вели себя принципиально различно. Так, для сырьевого бизнеса особенности налогообложения привели к снижению абсолютной и относительной налоговой нагрузки и росту нормы инвестиций. Впрочем, это не затронуло совокупную факторную производительность (СФП) макросектора (она снижается с середины 2000-х), так как не привело к снижению концентрации ресурсов и росту внутренней эффективности. Между тем контроль над рентой и высокие прибыли поддерживают рентоориентированное поведение в несырьевых секторах.

В крупном несырьевом секторе (там преобладают в основном «старые» предприятия), напротив, в 2014-2016 годах не росла норма инвестиций, а на естественное после снижения нефтегазовых доходов бюджетной системы сокращение госзаказа и госсубсидий (к которым сектор имеет преимущественный доступ) предприятия отреагировали в основном сокращением затрат на труд (их СФП стагнировала или падала). Наконец, третий макросектор в ряде случаев увеличил норму инвестиций (его СФП также стагнировала еще с 2008-2009 годов) и сокращал доли прибыли за счет роста оплаты труда; однако, констатирует ЦР, в макросекторе в 2011-2016 годах, в отличие от двух других, была высока доля скрытой оплаты труда.

В документе прямо предлагается вести различную структурную политику по отношению к разным макросекторам. Для сырьевого сектора наиболее востребована борьба с избыточной концентрацией и монополистическим поведением, изъятие в бюджет 50% прибылей госкомпаний и прекращение политики индивидуальных льгот. Для крупного несырьевого бизнеса рекомендуется поощрение конкуренции, а также постепенный отказ от господдержки и осторожное отношение к любым целям экономической политики, «формулируемым в терминах повышения производительности труда»: компании макросектора склонны к сокращению занятости как способу реализации таких целей и к снижению производства в целом. Наконец, для третьего макросектора основная проблема — слишком жесткая и ориентированная на мгновенный результат борьба с теневой оплатой труда. В ЦР отдают предпочтение программе постепенного снижения теневых зарплат в секторе — для части его отраслей неуплата налогов является «единственным способом поддержания экономической активности в условиях вялого спроса и отсутствия доступа к госресурсам».

По материалам: ru.investing.com