Банк России считает маркетплейс элементом развития конкуренции на финансовом рынке

Банк России считает маркетплейс элементом развития конкуренции на финансовом рынке

Банк России ожидает, что на создаваемый в настоящее время маркетплейс на финансовом рынке придет несколько десятков миллионов человек в ближайшие три года, сообщил журналистам первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов.

«Мое мнение, мы можем получить несколько десятков миллионов пользователей в первые три года работы маркетплейса. Мы рассчитываем, что там будут продаваться не только депозиты, но и страховые продукты, и продукты рынка капитала. Множественность продуктов — это будет притягательным элементом маркетплейса», — сказал С.Швецов, отметив, что в первую очередь на маркетплейсе будут продаваться более или менее стандартные финансовые продукты. Он отметил, что в настоящее время доля продажи полисов ОСАГО через электронные каналы составляет около 30%, такая же тенденция будет распространяться на другие финансовые инструменты, в том числе депозиты.

ЦБ создал прототип маркетплейса и представил его в четверг в рамках Международного финансового конгресса. Тестовые сделки были осуществлены с банковскими депозитами.

«Сделан прототип, проект разрабатывается в открытом формате, значит, любые желающие могут войти в рабочие группы. Мы знаем, что 2 коллектива делают ядро. Один из них — «Московская биржа», технологически она больше готова к этому, потому что маркетплейс очень похож на тот бизнес, которые она делают на рынке ценных бумаг», — отметил первый зампред ЦБ.

Центральный банк создает регулирование маркетплейса и будет осуществлять надзор. Ожидается, что в начале — первой половине следующего года маркетплейс будет запущен «в промышленную эксплуатацию».

Банк России считает маркетплейс элементом развития конкуренции на финансовом рынке.

«Мы видим, насколько оторваны крупные банки с точки зрения технологических возможностей от остальных, и мы хотим, чтобы финтех не похоронил остаток нашей системы, а наоборот, создал для них возможности продолжать конкурировать с крупными банками. Для этого создана Ассоциация «Финтех», это объединение усилий тех, кто не имеет возможности в одиночку профинансировать все эти инновации. Платформа маркетплейс как раз снижает стоимость дистрибуции финансовых продуктов для игроков, которые не могут себе позволить широкие рекламные кампании, которые позволяют себе большие банки. Это шаг в сторону усиления конкуренции, а не наоборот. Если говорить об амбициях крупных банков создавать свои маркетплейсы, возможно, на этом уровне это в каком-то смысле конкуренция, но это конкуренция на уровне маркетплейса, а не на уровне банковских продуктов», — сказал С.Швецов.

Он отметил, что финтех позволяет участникам рынка снижать издержки, дает каналы дистрибуции своих продуктов. Благодаря финтеху крупнейшие участники могут создать конвейер по анализу финансово-хозяйственной деятельности контрагентов и кредитовать лучших, остальные банки не могут такого.

Однако участники рынка с осторожностью относятся к проекту маркетплейса ЦБ, поскольку в настоящее время у них недостаточно информации, чтобы в полной мере оценить проект.

Кроме того, многие воспринимают способность построить свои маркетплейсы для привлечения граждан на рынок как собственное конкурентное преимущество, а с появлением общего маркетплейса, создаваемого регулятором, их судьба не ясна. Свои маркетплейсы создали, в частности, Сбербанк (MCX:SBER) России, БКС.

Другие участники рынка также опасаются, что не смогут быть полноценно представленными в маркетплейсе ЦБ из-за комплексности их услуг, в то время как маркетплейс рассчитан на более простые и стандартные финансовые продукты.

ЦБ РФ запустил проект маркетплейс в декабре 2017 года совместно с несколькими участниками рынка. Цель этого проекта — организация прототипа системы для дистанционной розничной дистрибуции финансовых услуг и регистрации финансовых сделок, а также создание правовой среды для его функционирования и развития.

По материалам: ru.investing.com