Банк России опять выступил с идеей публиковать информацию о надзорных мерах в отношении банков

© Reuters.  Банк России опять выступил с идеей публиковать информацию о надзорных мерах в отношении банков

ЦБ РФ вновь выступил с идеей публиковать информацию о мерах надзорного реагирования в отношении банков: предлагает раскрывать на своем сайте сведения о запретах в день их введения. Предложения ЦБ содержатся в консультативном докладе для общественных консультаций.

Регулятор, как правило, не комментирует ситуацию в действующих банках, чтобы не провоцировать ненужную панику среди клиентов, и тем более не раскрывает информацию о введении в отношении действующего банка запрета на проведение операций, ограничиваясь общей статистикой по количеству банков-штрафников. Впервые с идеей раскрывать данные о запрете на проведение операций ЦБ выступил в апреле 2016 года.

Сведения о мерах, применяемых к банкам в рамках закона о ЦБ, являются надзорными, не подлежат раскрытию и относятся к информации ограниченного доступа до отзыва у банка лицензии. Нераспространение этой информации широкому кругу лиц, с одной стороны, направлено на сохранение стабильности банковской системы, с другой стороны, создает возможность для злоупотреблений банками, отмечает ЦБ в докладе.

«Так, банки в обход введенных мер продолжают совершать операции, при этом не обеспечивается баланс доступности информации о деятельности банка для своевременного принятия решений клиентами и контрагентами банков. Банк России рассматривает возможность дополнения законодательства нормами об обязательной публикации информации о вводимых мерах», — говорится в докладе.

На данном этапе предполагается, что новое правило может коснуться наиболее серьезных мер, существенно ограничивающих операционную деятельность банков. Речь идет о запретах и ограничениях на осуществление отдельных банковских операций. Регулятор полагает, что такую информацию можно было бы публиковать в форме пресс-релиза на официальном сайте ЦБ в день введения (отмены) соответствующей меры.

ЦБ также предлагает предусмотреть дополнительный механизм информирования, когда в отдельных случаях профессиональные участники рынка адресно узнают о вводимой мере. Этот механизм мог бы применяться параллельно с процедурой публикации на сайте. К примеру, депозитарии и держатели реестра могут получать сообщения через личные кабинеты, созданные для оперативного обмена информацией с надзорными органами.

Банк России обращает внимание, что публикация информации об ограничениях может увеличить репутационные риски для банков и риски стабильности банковской системы, поскольку эта мера гораздо чаще применяется в отношении большого круга банков. Поэтому в качестве альтернативного варианта он предлагает публиковать информацию о вводимых ограничениях в агрегированной форме без указания на конкретные банки, но с разбивкой по основаниям их введения. До сведения общественности доводится только сам факт введения данной меры.

«Представляется разумным поэтапный переход от публикации информации о введении Банком России наиболее серьезных мер в отношении банков — запретов (с учетом последующего анализа практики применения и эффективности механизма публикации информации о запретах) к постепенному распространению данного порядка на иные меры, применяемые Банком России», — говорится в документе.

На сегодняшний день большинство экономически развитых стран размещают информацию о примененных к финансовым институтам санкциях в открытом доступе, однако публикация такой информации ограничена публичными интересами стабильности банковской системы, указывает ЦБ. Иными словами, если публикация информации о мерах может вызвать негативную реакцию на рынке или затронуть права заинтересованных лиц, то законодательство допускает возможность такую информацию не публиковать. Регулятор хочет предусмотреть аналогичный порядок и в российском законодательстве.

«Установление исключения из общего правила публикации информации о введении мер для случаев, когда возможно возникновение угрозы стабильности банковской системы, позволит Банку России избегать кризисных ситуаций в банковском секторе, которые могут возникнуть в результате публикации информации о введенных мерах», — говорится в докладе.

«Никогда не должно быть перечня кредитных организаций, в отношении которых Банк России будет раскрывать или не будет раскрывать меры, как и не должно быть перечня кредитных организаций, которые будут поддержаны государством или ЦБ с точки зрения финансового оздоровления или не будут», — уточнил журналистам зампред ЦБ Василий Поздышев.

Речь идет о влиянии, которое окажет публикация информации о конкретной мере на финансовую систему. «Если речь идет о штрафе в 3 млн рублей, по большому счету, совершенно неважно, на какой банк ЦБ налагает этот штраф. С этой точки зрения я не вижу никакой проблемы, чтобы публиковать такую информацию, это не повлияет на финансовую стабильность. Но если эта мера оказывает существенное воздействие на банк, к примеру, претензии в части резервов, и публикация этой меры приведет к внезапному пониманию, что у такого-то крупного банка могут быть серьезные проблемы, то это существенный риск. И почему нецелесообразна публикация информации о такой мере воздействия? Потому что этот риск может произойти, а может и не произойти. После того, как мы предъявляем банку требование о доформировании резервов, есть случаи, когда банк может это сделать, есть случаи, когда банк не может это сделать, но собственник готов ему помочь. А есть случаи, когда собственник хочет помочь, но не может, и есть случаи, когда может помочь, но не хочет», — сказал зампред ЦБ.

«Сама по себе информация о предъявлении к банку такой надзорной претензии без понимания сценария очень опасна. Может оказаться так, что мы опубликуем информацию о требовании существенно доформировать резервы, вкладчики из банка побегут, а на самом деле собственник согласится банк докапитализировать, предоставит ему какое-либо обеспечение или вернет то обеспечение, которое было выведено», — указал В.Поздышев.

По материалам: ru.investing.com